В каждом объективе есть чудное устройство. Это такое колечко, которое регулирует диаметр проходного отверстия в объективе. Состоит оно из нескольких лепестков, которые сходятся и расходятся. Соответственно, отверстие может стать больше или меньше. Вот это самое колечко называется Диафрагма


Диафрагма является вторым элементом работы с экспозицией. Вот тут вот я уже говорил про экспозицию и про первый ее параметр - выдержку. http://maksimenkofoto.ru/poleznye-slova/ekspozitsija-razjasnenija
Давайте будем разбираться, как это непонятное кольцо влияет экспозицию?? Ну то бишь, на количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата.
Зайдем, как обычно из-за печки)) Так что бы каждый мог это понять. Представим себе чайник и водопроводный кран на кухне. Для того, что бы налить в чайник воды, нам выделено ровно 10 секунд (не спрашивайте кем выделено, это просто такой пример))) Так вот, в зависимости от напора воды в кране, мы наберем разное количество воды в наш сосуд) Напор воды хороший и кран открыли посильнее?? Наберем водицы побольше, что бы чаю на всех хватило! Струйка воды слабенькая - хорошо если на одну чашку наберется.. 
А теперь переведем это на фотографический язык) Вот те 10 секунд, которые нам дали для набора воды - это выдержка. Это время, на которое будет открыт затвор камеры. 
А диаметр струи воды - диафрагма) Думаю, что любой нормальный человек понимает, что если диаметр отверстия больше, то и пролезет через него больше - воды или света - неважно. А если диаметр уменьшить, то и количество проходимого через это отверстие уменьшается. 
В итоге получаем следующее: за одно и то же время (ну или есть мыслить фотографией - выдержку) света на матрицу может попасть больше или меньше. Все зависит от диаметра отверстия в объективе или - от того на сколько открыта диафрагма. Открыли пошире - света на матрицу пролезло больше, закрыли посильнее - света попало меньше. 
Вот тут небольшая картинка с цифрами

 


каждая эта цифра обозначает степень открытости или закрытости диафрагмы) Тот кто придумал все эти обозначения, хорошенько позаботился о том, что бы новичок окончательно запутался и подольше не мог разобраться))) 
Во-первых - у этих цифр нет обозначения. Это просто цифры без всяких килограммов, паскалей и амперов. И второе, от чего главная путаница - чем шире открыта диафрагма, тем меньше цифра... Все наперекор здравому смыслу.. 
Но все же логика в этом есть) Смотрите - цифры идут так 1,4 2,0 2,8 4,0 5,6 8,0 и т.д.... Диафрагма открытая на 1,4 пропускает в 2 раза больше света чем на 2,0. 2,0 - в 2 раза больше чем 2,8. 2,8 в 2 раза больше чем 4. и тд... 
С этим связана такая интересная штука, как светосила объектива. Чем шире можно открыть диафрагму в объективе, тем более светосильным он считается. Например классический полтинник с диафрагмой 1,4 или 1,8 можно смело назвать "светосильным". Таким объективом можно смело снимать в темных помещениях и в условиях недостаточной видимости. Достаточно открыть диафрагму пошире)) 
А вот китовый объектив, которыми оснащаются бюджетные фотики из магазина имеет максимальную диафрагму 3,5-5,6 за что и называется "темным"
Если следовать логике цифр и приложить сюда калькулятор получим, что через диафрагму 1,4 проходит в 16 раз больше света, чем через 5,6. Чувствуете разницу между "темным" и "светосильным"??))) 
Ну с этим разобрались) А главный вопрос так и остался нераскрытым... На кой она вообще нужна эта диафрагма?? Зачем уменьшать световой поток, которого и так вечно не зватает?? 
Ответ будет зависеть от того, какую фотографию мы хотим получить. 
С помощью нее мы контролируем глубину резко изображаемого пространства. (ГРИП в простонародье))) Для простоты - это степень размытия заднего плана. Ну, знаете, наверняка - когда фотографируют портрет - пытаются подбирать параметры так, что бы задний план был максимально размыт. А вот если хотят получить красивый пейзаж или это съемка интерьера, то желательно, что бы всё в кадре было резким - и передний план и задний. 
И вот именно диафрагма регулирует все эти вещи. Как?? Очень просто - чем шире открыта диафрагма, тем сильнее размывается задний план. Чем больше она закрыта - тем резче весь кадр. 
Вот пример: 

 


Кстати - в 90% случаев первый покупаемый объектив после китового - это светосильный полтинник) Все хотят делать портреты с размытым фоном)) 
Вот примерно такая обстановка с диафрагмой.. Связка выдержка и диафрагма называется экспопара 
Сейчас логично было бы спросить - а как же это самой экспопарой пользоваться?? Как настраивать фотоаппарат под свои нужды?? Собственно вариантов сколько угодно, расскажу, как это делается в большинстве случаев) 
Первое, что мы делаем - это определяемся - что снимаем?? Отсюда и пляшем. Пейзаж, портрет, архитектуру, классическая фотография "я и памятник" или что угодно еще.. Определяемся что будет главным объектом, и насколько сильно нужно размыть задник. Ну и выставляем нужную диафрагму. Выходит, первое чем озадачиваемся - размер диафрагмы. 
Дальше - работаем с выдержкой. Ставим ее такой, что бы получить нормальнопроэкспонированную фотографию. Ну т.е. не слишком светлую, не слишком темную. Как это определить?? Ну или по встроенному экспонометру - это такая шкала на экране фотоаппарата.
Или эксперементально - поставили примерно, щелкнули, изменили. Ну и меняем если меняется освещение. 
Конечно, всех этих заморочек можно избежать. Достаточно снимать в авто-режиме (все параметры выставляются автоматически по каким-то загадочным алгоритмам) или в поулавтоматическом (достаточно выставить один параметр - выдержку или диафрагму - все остальное подберется автоматически) 
Но мы не ищем легких путей и должны разобраться в этом вопросе. 
Кстати - условия нашей съемки тоже ограничивают разлет параметров выдержки и диафрагмы. Например, я уже писал, что при съемке с рук выдержка не должна быть длиннее 1/80, 1/100 секунды - что бы не было "шевеленки" и смазанных снимков. А вот теперь представим, что фотографировать нам приходится в темной старой церкви. Представили?? Глаза и те плохо видят, а фотоаппарат и подавно. Ставим желаемую диафрагму, подбираем выдержку и понимаем, что нужная выдержка будет несколько секунд.. А штатив сегодня не вошел в список необходимого... а с рук на этой выдержке снять ничего приличного не выйдет. Придется открывать диафрагму на полную, что бы увеличить световой поток. 
И вдруг нас осеняет, что диафрагма открыта, выдержка максимально длинная, а фотографии все равно темные... Как же быть?? И тут в игру вступает темная лошадка))) Новый параметр по имени ISO ... 
Только этого не хватало.... Мозг и так кипит, поэтому разберемся с этой загадкой в следующий раз) 

 


Яндекс.Метрика