По опыту хорошо знаю, что экспозиция один из тех вопросов, который вызывает ступор у человека непосвященного)) 
Так вот - рассказываю!
Начну чуть из далека - со света. Вернее с его количества. Возьмем некое пространство (ну например летнюю поляну) и оценим какова освещенность этой полянки в летний полдень. Если взять люксометр (такой прибор для измерения освещенности) и сделать замер - получим какуюто цифру. Примерно это будет 100 000 люксов. Если немножко поколдовать и нагнать на небо тучи - коичество света вокруг (т.е. освещенность) значительно снизится и составит примерно 1000 лк. 
А теперь уйдем с поляны и зайдем в дом. У окна в солнечный день освещенность будет 100 лк. Набежали облака или мы отошли от окна подальше - люксов стало еще меньше)) 
Думаю это просто, и каждый, имеющий глаза, хорошо это осознает. Я просто напомнил. А теперь объясняю:
Экспозиция - это и есть количество света. Количество света, попадающего на светочувствительный элемент фотоаппарата. Раньше это была пленка, до этого - стеклянные пластины. Теперь матрица. 
В современных реалиях получаем - экспозиция - это количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата. 
Если света слишком много - фотография пересвечена. Мало - будет слишком темная.

 
В идеале мы должны добиться НОРМАЛЬНО ПРОЭКСПОНИРОВАННОЙ ФОТОГРАФИИ!
А теперь берем в своих закромах какой нибудь предмет (например кувшин, кота, ребенка), фотоаппарат и выходим из дому на солнце. ну и пытаемся сфотографировать наш объект при ярком солнце. 
Немножко технических подробностей - для того чтобы пропустить на матрицу фотоаппарата свет, в нем сделан затвор. Время открытия этого самого затвора можно регулировать. Стандартно в фототехнике он бывает от 30 секунд до 1/8000 доли секунды. Понятно, что чем больше кругом света, тем меньшее время нужно для получения нормально проэкспонированной фотографии. (т.е. фотографии, которая не слишком светлая и не слишком темная). И вот этот полуденный свет настолько яркий, что для того чтобы сфотографировать кувшин, время окрытия затвора фотоаппарата должно быть ооооочень маленьким. Ну примерно 1/4000 секунды. (одна четырехтысячная доля секунды). Если совсем не ясно - одну секунду делим на 4000 кусочков и берем только один из них))) И за эту долю секунды в камеру успевает залезть достаточное количество света))
Тут обычно происходит путаница - тысяча всегда кажется больше чем сто. Но не забывайте, что это дробь и эти цифры стоят в знаменателе! т.е - на них делим)
 
Ясно?? едем дальше.
Ну то есть заходим обратно в дом и ставим кувшин недалеко от окошка. Освещенность резко снизилась. Соответственно, количество света меньше, а время открытия затвора увеличивается. Ну т.е. световой поток стал значительно слабее и теперь что бы пропустить на матрицу токое же количество света, как при ярком солнце - нужно дольше ждать. Примерно 1/100 секунды. (одна сотая это больше чем одна четырехтысячная). В итоге, в обоих случаях (и в доме и на солнце) получаем нормально проэкспонированные фотографии. Вот то время, которое тратится на прохождение света на матрицу - зовется выдержкой 
Т.е. вывод - при разной освещенности, выдержка меняется. 
Для наглядности - пример. Берем чайник и наполняем его водой. Полный чайник - это количество света, необходимое для нормальной экспозиции. А вот поток воды может быть разным - можно открыть кран посильнее и тогда чайник заполнится быстро, а можно набирать тоненькой струйкой долго и нудно)) 
Здесь так же - света много (струя воды мощная) - время наполнения маленькое, света мало (тоненькая струйка воды) - времени для полного чайника нужно много. 
А вот несколько практических нюансов, которые нужно учитывать при работе с разными выдержками:
1. Для съемки с рук используем выдержку не длиннее 1/80 секунды (длиннее будут 1/40, 1/20, 1/10 и тд). Конечно это индивидуально, но правило в общем такое. 
 А почему именно такая?? А потому, что наши ручки не железные и имеют свойство трястись)) Так вот - чем дольше открыт затвор, тем больше чувствуется ваш тремор. Поэтому держа камеру в руках выставляем выдержку от 1/80 и короче - 1/100, 1/250, 1/500 и т.д. Если снимаете пейзажи или всякую статику выдержка может быть достаточно длинной, а вот если прыгающих и скачущих малышей - то рекомендую не длиннее 1/250. Ну если конечно света хватает)) 

 
А можно и наоборот - поставить камеру на штатив и работать с длинной выдержкой. Штатив обеспечит камере неподвижность. Хотите превращайте воду в сметану или рисуйте на небе звездные дорожки)) На первой картинке выдержка несколько секунд, а на второй - часов.
Стало понятнее?? Если да, то готовьтесь ко второй части. Речь в ней про диафрагму http://maksimenkofoto.ru/poleznye-slova/ekspozitsija-diafragma 
Понравилась статья? Подпишись!

Яндекс.Метрика